НОВОМУЧЕНИКИ БЕЛГОРОДСКИЕ




                                    СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ ДЕЙНЕКА

         Михаил Фомич Дейнека родился 7 ноября 1894 года в селе Борзна Черниговской губернии в семье сапожника. По окончании церковно-приходской школы Михаил поступил в монастырь на курсы псаломщиков. С 1917 по 1921 год нёс послушание псаломщика в храмах Харьковской губернии.
         В 1921 г. Михаил Фомич был рукоположен в сан диакона, а в 1924 г. - в сан священника. Служил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации архиепископа Курского Онуфрия (Гагалюка) был принят епископом Антонием в Белгородскую епархию. Против него выдвигалось обвинение в сборе средств на оказание помощи заключённому духовенству. Отец Михаил отвечал, что собранные средства, со слов епископа Антония, шли на Патриархию.
         В судебном заседании отец Михаил сказал, что в предъявленном ему обвинении виновным себя не признает.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИТРОФАН ВИЛЬГЕЛЬМСКИЙ

         Митрофан Вельгельмский родился 4 июня 1883 г. в городе Новомиргороде Херсонской губернии. Его отец, Григорий Вильгельмский, занимался ремесленным промыслом. Митрофан окончил церковно-приходскую школу и с 1911 г. стал служить в храме псаломщиком.
         В 1922 г. он был рукоположен в сан диакона, а через год - в сан священника. Служил в храмах Одесской епархии.
         В 1924 г. отец Митрофан был арестован и приговорен к трем месяцам заключения по обвинению в крещении ребенка без справки из загса. В 1928 г. он перешел служить в Полтавскую епархию. В феврале 1934 г. власти закрыли храм, в котором служил отец Митрофан, и он написал письмо архиепископу Онуфрию (Гагалюку), которого хорошо знал как управляющего в прошлом Одесской епархией. Владыка Онуфрий благословил ему ехать к епископу Антонию в Белгород. Прибыв на новое место, отец Митрофан вскоре был назначен благочинным Корочанского округа.
         22 февраля 1935 г. его арестовали. На допросе отец Митрофан вначале подписал было показания, составленные следователем. Однако 22 июня он дал иные показания, существенно отличавшиеся от прежних. 7 августа отец Митрофан направил прокурору заявление, в котором писал, что следователь не объективно излагал материалы допросов и обвинения против владыки Антония являются вымыслом.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАТФЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ, настоятель храма с. Фощеватое Корочанского уезда, убит безбожниками в 1919 году.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР СИОНСКИЙ

         Пётр Сионский после окончания духовной академии был определён в г. Обоянь на должность смотрителя духовного училища. Через некоторое время архиепископ Курский и Обоянский Питирим (Окнов) рукоположил его в сан иерея и назначил смотрителем Белгородского духовного училища и начальных классов духовной семинарии.
         Отец Пётр был ревностным пастырем. Он любил с особым тщанием совершать богослужения и строго относился к своим служебным обязанностям.
         Примерно в то же время, что и епископ Никодим, он был ареcтован белгородскими чекистами и отправлен в Курск, где и принял мученическую кончину. Его тело было зарыто в общей могиле за Херсонскими воротами Курска. Имеются сведения, что через некоторое время верующие перевезли останки отца Петра в Белгород и похоронили их на братском кладбище Свято-Троицкого мужского монастыря.
         Вместе с отцом Петром были арестованы и приняли мученическую кончину протоиерей Василий Михайлович Солодовников и иеромонах Серафим (Кретов).
         Василий Солодовников после окончания духовной семинарии и рукоположения во иереи много лет нёс послушание настоятеля кладбищенской Николаевской церкви Белгорода и преподавал в женской гимназии. Белгородская паства любила посещать богослужения, совершаемые отцом Василием с особой искренностью и духовной красотой.
         Перед наступлением Добровольческой армии в числе 28 человек, взятых под арест в Белгороде, протоиерей Василий Солодовников был отправлен в Курскую губЧК. После расстрела арестованных белгородцев он оказался живым, закопанным большевиками в общей яме вместе с другими. Найдя в себе силы, отец Василий попытался выбраться из наспех присыпанной могилы, однако был замечен одной женщиной, которая сообщила карателям, и те немедленно добили еле живого священника.
         Иеромонах Серафим (Кретов) был в числе братии белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря. Происходил он из крестьянского рода Курской губернии. В монастыре отца Серафима считали образованным и духовно опытным иноком.
         Знали хорошо батюшку Серафима и жители Белгорода, так как довольно часто он посещал многие дома с чудотворной иконой святителя Николая Ратного. Отступая из Белгорода под натиском армии генерала Деникина, большевики взяли в числе заложников и иеромонаха Серафима и отправили в Курск. Когда фронт приблизился к Курску, все заложники были расстреляны. Разрывная пуля изуродовала лицо отца Серафима так, что после вскрытия могилы его не сразу опознали даже родственники. Тело иеромонаха Серафима перевезли в Белгород и похоронили в его родной обители.
         Подобная участь постигла и очень известного и любимого белгородцами священника - протоиерея Порфирия Ивановича Амфитеатрова.
         Порфирий Иванович в 1893 г. был назначен преподавателем Белгородского духовного училища. Через год он принял сан священника и занял должность настоятеля Крестовоздвиженского храма в пригородном селе Кошары (Архангельское).
          Отец Порфирий был внимательным к людям, но строгим и требовательным. Среди белгородцев он пользовался уважением как добрый пастырь, дерзновенный молитвенник перед Богом, наставник и милосердный попечитель страждущих.
         Перед войной в 1914 году отец Порфирий был назначен настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, где также снискал любовь прихожан усердным служением и проповедью Слова Божия. О высокой образованности протоиерея Порфирия Амфитеатрова можно судить по его историческому исследованию «Иерархи Белгородско-Курской епархии в XVII и XVIII столетиях», а также многочисленным очеркам религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, опубликованным в «Курских епархиальных ведомостях», среди которых и «Слово в день памяти святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского».
         Имея слабое здоровье и передвигаясь с большим трудом из-за болезни ног, отец Порфирий всего себя отдавал служению Церкви Христовой. Большевики причислили его к самым опасным врагам нового строя и приняли все меры, чтобы быстрее с ним расправиться. Отца Порфирия арестовали почти одновременно с епископом Никодимом и убили вскоре после ареста. Его тело не было найдено ни в одной из обнаруженных могил, в которых большевики закапывали свои жертвы. Есть предположение, что тело протоиерея Порфирия выбросили в глухое место за городом на съедение зверям.
         Среди первых жертв большевистского режима был священник Никольского храма слободы Ракитное. Хотя имя этого священномученика остаётся не известным, до сих пор не забыты ужасающие обстоятельства его мученической кончины. 26 июня 1919 г. красногвардейцы привязали к его спине взрывчатку и повели к пруду. Не доходя 30 метров до воды, они зажгли бикфордов шнур и отпустили несчастного страдальца, как бы давая ему шанс на спасение, заранее зная, что времени добежать до пруда будет мало. Так и случилось - у самой кромки воды прогремел взрыв.

         Православный церковный календарь. 2005. Курск, 2005.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ИВАНОВ

         Священник Василий Иванов родился в 1876 г. в городе Старый Оскол Курской губернии в семье портного. Окончил духовное училище и был рукоположен в сан священника. В 1930 году был арестован и приговорен к десяти годам заключения.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИППОЛИТ КРАСНОВСКИЙ

         Осуждённый вместе с владыкой Онуфрием священник Ипполит Николаевич Красновский родился в 1883 г. в Москве, в семье священника. По окончании Московской духовной академии со степенью кандидата богословия и принятии сана священника он был назначен настоятелем храма Воскресения Христова на Таганке.
         19 сентября 1930 г. представители НКВД арестовали отца Ипполита и заключили в Бутырскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в связях с широким кругом духовенства, а также в том, что он читал сам и хранил в храме рукописную литературу о современной церковной жизни. «Тройка» ОГПУ приговорила его к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Отца Ипполита отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала.
         В 1933 г. заключение в лагере ему заменили ссылкой с прикреплением к определенному месту жительства. Так он оказался в городе Курске. Вскоре сюда же правящим архиереем был назначен архиепископ Онуфрий (Гагалюк), с которым отец Ипполит был знаком. Владыка предоставил ему место священника в храме, где сам совершал богослужения. Отец Ипполит также по просьбе архиепископа Онуфрия в его доме совершал молебны и духовно окормлял его мать - монахиню Наталию. Когда владыка Онуфрий уезжал из города в Москву для участия в заседаниях Священного Синода, отец Ипполит вел дела епархии.
         23 июля 1935 г. арестовали архиепископа Онуфрия и вместе с ним отца Ипполита, которого обвинили в антисоветской пропаганде. 8-9 декабря 1935 г. в Курске состоялось заседание Специальной коллегии Курского областного суда. Оно было закрытым, но в зале суда присутствовали все обвиняемые и свидетели.
         8 декабря 1935 г. Специальная коллегия Курского областного суда приговорила отца Ипполита к десяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовые лагеря в Хабаровский край.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВИКТОР КАРАКУЛИН

         Виктор Константинович Каракулин родился в 1887 г. в селе Волоконское Курской губернии в семье псаломщика. После рукоположения в сан священника служил в Троицком храме Курска. 23 июля 1935 г. власти арестовали отца Виктора вместе с другими священниками. На следствии отец Виктор не признал себя виновным и отказался подписывать лжесвидетельства против себя и других.
         8 декабря 1935 г. состоялось закрытое заседание Специальной коллегии Курского областного суда, выступив на котором, отец Виктор отверг все обвинения, и заявил, что не признает себя виновным. 9 декабря 1935 г. Специальная коллегия Курского областного суда приговорила отца Виктора к десяти годам заключения. Его отправили в Дальневосточный лагерь в Хабаровский край, где уже находился архиепископ Онуфрий (Гагалюк).
         Oтец Виктор имел слабое здоровье. Тяжелая работа в лагере оказалась для него непосильной. После тяжёлой болезни, в пятницу на Светлой седмице, 7 мая 1937 г., он скончался.


          СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЕРОШОВ

         Священник Александр Ерошов родился 22 ноября 1884 г. в слободе Чернянка Курской губернии в семье крестьянина Луппа Ерошова. С детства Александр мечтал стать служителем Церкви Христовой. В 1896 г. он окончил сельскую школу и уехал в Киев, где долгое время пел в монастырском хоре и основательно изучил церковный устав.
         В 1911 г. его рукоположили в сан диакона. По окончании в 1918 г. пастырских курсов в Харькове состоялась его иерейская хиротония. Служил отец Александр в селе Ольшанка близ с. Чернянки. В 1934 г. епископ Антоний перевел его в храм в селе Большая Халань Корочанского района, где 22 февраля
         1935 г. органами НКВД он был арестован. На допросе о. Александр не отрицал, что в своих проповедях призывал прихожан, в том числе и колхозников, по-христиански проводить воскресные и праздничные дни. На допросе отец Александр потребовал от следователя, чтобы тот разрешил ему написать все ответы своей рукой. На судебном заседании отец Александр заявил, что в предъявленном ему обвинении в контрреволюционной деятельности виновным себя не признаёт.


          МУЧЕНИК МИХАИЛ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

         Вместе с епископом и священниками по тому же делу арестовали Михаила Матфеевича Вознесенского. Родился он 14 апреля 1900 г. в селе Фощеватом Корочанского уезда Курской губернии в семье священника, убитого безбожниками в 1919 г. Михаил учился в духовной семинарии в Белгороде, которую не успел окончить из-за революционных событий 1917 г. Некоторое время служил псаломщиком в храмах Белгородской епархии.
         В 1935 г. его арестовали, зная, что он являлся племянником митрополита Литовского Епевферия (Богоявленского). На допросе следователь выяснял у Михаила Матвеевича о содержании переписки с митрополитом.
         11 сентября 1935 года подсудимым был оглашен приговор. Епископ Антоний и благочинный Митрофан Вильгельмский были приговорены к 10 годам лишения свободы, священник Александр Ерошов и псаломщик Михаил Вознесенский - к 5 годам, священник Михаил Дейнека - к 3 годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальний Восток, в тот же лагерь, где уже находились архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники Виктор Каракулин и Ипполит Красновский.
         
      Православный церковный календарь. 2005. Курск, 2005.
     















Уважаемые АВТОРЫ и ИЗДАТЕЛИ!

Курская областная научная библиотека
им. Н. Н. Асеева обращается ко всем
издающим организациям нашей области
с напоминанием о необходимости
формирования фонда курских изданий,
как основы книжной культуры края
подробнее...

Приглашаем Вас принять участие
в традиционном ежегодном Празднике
"КУРСКАЯ КНИГА", где вы сможете
представить свои издания читателям
библиотеки подробнее...




Vkontakte


Fasebook

Youtube



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика