Из рецензии Ал
.
Горловского
:
«
Что же касается третьего дебютанта
«
Подъема
»,
Михаила Еськова
,
то хотя краткое вступление
E
вг
.
Носова и предуведомляет
,
что перед нами всего лишь первая законченная работа автора
,
но именно о Мих
.
Еськове меньше всего хочется говорить как о молодом авторе
.
Впрочем
,
однако
,
что же это такое
–
молодой
писатель
?
Почему привыкли мы произносить это слово чуть ли не как синоним
«
начинающего
», «
неумелого
»,
«
неопытного
»?
Ведь молодость
–
это прежде всего достоинство
,
за ней стоит дерзость
,
бескомпромиссность
.
Скажу сразу
:
отличный рассказ
.
Чем берет он
?
Неужели дело только в Петькиной болезни
,
в том
,
что за
все четыре с половиной года своей жизни он ни разу так и не вышел за стены своей больницы
,
даже про снег не
знает
,
какой он на вкус
?
Этот рассказ и впрямь потрясает страданиями маленького человека
.
Страшна эта его
«
привычка
»
умирать и
«
отмирать
»,
страшна самой привычностью
.
Страшно
,
что весь мир для него делится словно бы на
две части
.
Одна
– «
белый безвинный
,
безучастный свет
»
больницы
,
другая
–
остальной
«
небелый
»
мир
.
Драматическая двуединость мира
–
его горя и радости
–
звучит в самом названии рассказа
. «
Петька
вернулся
!» –
ликующе кричат ребята в больнице
. «
Петька вернулся
!» –
горестно произносит читатель
,
понимающий
,
почему этот мальчик вернулся снова в больницу
,
откуда его недавно выписали
.
Есть в рассказе нечастая удача
–
полнокровный и самостоятельный характер мужественного
,
доброго и
неунывающего мальчугана
.
Но
,
кроме того
,
стоит за рассказом нечто большее
–
целый мир
,
многоплановый
,
многоликий
,
со многими и разными людьми
,
взятыми в разнообразных их отношениях
.
И
,
вглядываясь
,
мы видим
этот мир не только по горизонтали
,
но и во временном пространстве
:
мы можем восстановить историю героев
,
объясняющую их настоящее
,
можем живо представить их будущее и будущее Петьки
.
И хотя есть в этом
первом рассказе писателя несовершенства
,
в частности неоправданные излишества в передаче детской речи
(
все
эти
«
лесли
»
вместо
«
если
»),
Мих
.
Еськов главные свои задачи решил
.
Умению видеть
,
чувствовать слово
,
умению строить сюжет можно научиться
(
и учатся
)
в
многочисленных литобъединениях и в литкружках
.
Способности видеть целостный мир
,
рассказать о героях
так
,
чтобы за этим виделась большая жизнь
,
не учатся
–
это приходит
,
как сам художественный талант
».